Разговорные навыки малыша в два года: международные нормы

К написанию этой статьи меня подтолкнули слова одного российского педиатра о том, что к двум годам малыши должны говорить 200 слов. Приходится писать слово «должны«. Хотя я отношусь к той категории мам, которые считают, что наши дети никому ничего не должны. Сколько слов говорит ребенок к двум годам и когда нужно беспокоиться? Давайте узнаем мнение на этот счет международных специалистов. Итак, разговорные навыки малыша в два года по международным нормам. 

Разговорные навыки малыша в два года: взгляд Американской академии педиатрии

В два года уже становится понятно, насколько хорошо развиты разговорные навыки у малыша. Некоторые дети уже вовсю болтают, а кто-то говорит совсем мало слов. По нормам Американской академии педиатрии в два года малыши:

  • используют примерно 50-100 постоянных слов

Я взяла комментарии об этих нормах у американского педиатра Эмили Джонс (Emily Jones).

Эмили: «С 12 до 24 месяцев происходит активное развитие речевых навыков у ребенка. Малыши увеличивают словарный запас и повторяют слова за родителями». 

  • могут говорить предложениями из двух слов, например, «мой мячик» или «машинка едет» или «дай пить»

Эмили: «Разговорная речь малыша в два года еще в стадии становления, поэтому многие слова он может произносить с ошибками, неправильно употребляет падежи. Понятно будет примерно 50% из того, что говорит ребенок»

  • знают многие предметы и части тела. Ребенок показывает, где находится нос, глазки, рот
  • показывают на картинке в книге и знает, что там нарисовано

Эмили: «В два года намного важнее не количество слов, которые умеет произносить ребенок, а общее желание ребенка к общению. Если ребенок активный, у него хорошо развита жестикуляция, он корчит гримасы, выражает эмоции разными звуками, старается привлечь внимание, тогда не стоит переживать, если он еще не говорит много слов. Чтобы развить речевые навыки, чаще разговаривайте с ребенком и читайте ему книги» 

  • понимают простые команды, например, «положи на стол кружку», «закрой дверь»
  • могут говорить иногда предложениями из трёх слов, например, «я хочу чай», «я хочу сок»
  • повторяют услышанные от вас слова при разговоре

По рекомендациям Американской академии педиатрии есть некоторые факторы, которые могут считаться признаком проблем с развитием малыша, поэтому стоит забеспокоится, если:

  • малыш не обнимается, как другие малыши
  • малыш не улыбается в ответ на вашу улыбку
  • малыш не замечает вас, когда вы находитесь в комнате
  • малыш не реагирует на определенные звуки (например, он слышит и обращает внимание на мяукающую кошку, но не обращает внимание и откликается, когда вы зовете ребенка по имени)
  • малыш кажется отстраненным, словно живет в своем мире
  • малыш любит играть в одиночестве
  • кажется, что малыш ничего не боится
  • малыш использует фразы и слова, которые неуместны и не подходят к данной ситуации, повторяет постоянно слова из телевизора

Задержка речевого развития встречается очень часто. Примерно один из пяти детей начинает говорить позже ровесников. Простая задержка речевого развития обычно временна. Она проходит либо сама по себе, либо с небольшой помощью семьи. Очень важно много общаться с ребенком, читайте с ним книги чаше.

Особое внимание Американская академия педиатрии обращает на следующее, переведу дословно: «если ваш малыш вдруг перестал говорить или перестал делать что-то, что он делал раньше, обязательно сообщите об этом врачу»

Для изучения развития связной речи детей раннего возраста российские специалисты применяют некоторые методики. Вот, например, одна из них — «Изучение понимание речи». Ознакомится с методикой и пройти тестирование можете по ссылке.

Разговорные навыки малыша в два года: рекомендации ЮНИСЕФ (UNISEF)

К сожалению, на просторах интернета я не нашла официальной информации о стандартах Всемирной организации здравоохранения, которые касаются языковых навыков детей. Но я решила узнать, каковы стандарты у ЮНИСЕФ — международного чрезвычайного детского фонда ООН. Ознакомится с их брошюрой о развитии малышей можно по этой ссылке. Итак, по нормам ЮНИСЕФ разговорные навыки малыша в два года такие:

18-24 месяца

  • малыш повторяет простые слова, когда слышит их
  • малыш знает определенные предметы и может показывать на них, если его попросить. Например, «покажи телевизор», «где кошка»… малыш покажет
  • когда взрослый читает книгу малышу, то малыш может прервать чтение и задать вопрос «почему». Всегда отвечайте на вопросы малыша
  • малыш может говорить простым предложениями из двух-трех слов
  • малыш использует отрицательное слово «нет» или простые вопросительные слова «что», «почему»
  • малыш повторяет слова, которые слышит в первый раз
  • малыш может описать картинку или свой рисунок тремя или в четыре слова

24-36 месяцев

  • малыш может показать на пальцах, что ему два года. Естественно, родители должны этому научить
  • малыши понимают, о чем говорит взрослый. Например, мама говорит: «Посмотри, какие красивые у тебя ботиночки». Ребенок понимает эти слова и смотрит на свои ботиночки.
  • малыш понимает простейшие просьбы. Например, «принеси мне книгу со стола»
  • малыш может выразить использовать простейшие разговорные выражения, например, «спасибо», «пожалуйста»
  • малыш может поддержать разговор вопросами. Отвечайте на вопросы малыша и подстрекайте его к новым вопросам
  • малыш говорит в меру четко, его понимают
  • малыш может описать некоторых людей или предметы, используя прилагательные (красивый, плохой, маленький)
  • малыш спрашивает значение некоторые слов или просит сказать, как называется предмет

Разговорные навыки малыша в два года: российская практика

Предлагаю найти первоисточник утверждения о том, что в нашей отечественной школе педиатрии принято считать, что малыши к двум годам говорят 200 слов. Для этого я перерыла много книг по педиатрии, по которым учатся наши педиатры. Например, в книге «Домашний логопед» под редакцией А.П. Абрамовича говорится следующее:

«С 15–18 месяцев ребенок начинает произносить осмысленные фразы из двух и более слов; значительное увеличение словарного запаса наблюдается в 18–20 месяцев, причем объем словарного запаса возрастает с полутора десятка до 60– 200 слов»; «2 года: ребенок воспроизводит ряд логически связанных игровых действий (купает, вытирает куклу). Словарный запас 300–400 слов. По команде рассказывает о событиях».

А вот выдержка из другого учебника «Педиатрия» (автор Сергеева К.М.):

«Самое важное приобретение этого периода — это речь. За 2 года ребенок проделывает путь от первых слов до развернутой речи. Темпы развития речи зависят от глубины и продолжительности эмоционального контакта со взрос­лыми. Дефицит общения замедляет этот процесс. Специалисты по возрастному развитию считают, что позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес) и первых фраз (после 2 лет) являются достаточ­ным основанием для вмешательства логопеда».

В учебнике Н. А. Геппе «Пропедевтика детских болезней» сказано:

«…ребенок говорит 10-12 простых слов к 1 году, 30-40 слов — к 1,5 годам, понимает запрет, в 2-3 года начинает употреблять сложные предложения».

Выдержка из учебника «Педиатрия» под руководством Н. П. Шабалова:

«Становление речи в 18-50 месяцев: речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций. в 16 месяцев речь понятная; в 18 месяцев знает названия трех частей тела, называет предмет на картин­ке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов; в 21 месяц комбинирует два слова, употребляет 50 слов и находит нужную картинку; в 24 месяца строит предложения из двух слов. К 2-3 годам ребенок общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года — на 50%, в 3 года — на 75%, в 4 года — на 100%. Если речь ребенка долгое время остается непонятной, следует подумать о более детальной оценке его речевых навыков».

Также в этой книжке в таблице развития ребенка приведено следующее:

выдержка из книги Шабалова

Итак, что можно сказать про рекомендации наших педиатров? Каковы разговорные навыки малыша в два года? Получается, что в отечественной практике ребёнок к двум годам знает 300-400 слов. Но ведь нигде в этих учебниках не сказано, что он именно говорит 300-400 слов, он их знает, то есть если вы скажете: «Подойди к телевизору», то ваш малыш подойдет к телевизору, потому что он знает слово «телевизор», и совсем не обязательно, что он должен говорить слово «телевизор». Поэтому, повторюсь, что знать и говорить — это разные вещи. И нигде в учебниках не сказано, что ребенок говорит 200-300-400 слов, он их знает!

Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «В семье должна действовать ласковость без приторности, доброта без слабо­сти, порядок без педантизма, а главное — постоянная разумная деятельность»

И напомню, что на меня можно подписаться в Инстаграм, чтобы следить за обновлениями блога, ник ekler_mamma 🙂

//www.instagram.com/ekler_mamma/

Также вам будет интересно прочитать:

Чем вредна обувь «Крокс»?

Как долго сохраняется иммунитет после прививки от ветрянки?

Раннее развитие ребенка по методике Шичида

 

Читайте также:

1 комментарий

  1. 01.02.2019

    […] навыках малыша – об этом можно прочитать по этой ссылке; также она подробно объяснила, чем отличаются […]

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: