Вальдорфская школа: плюсы и минусы
Недавно я делала обзор самых популярных методик раннего развития в мире. Эта статья оказалась очень популярной. Поэтому сегодня изучим философию вальдорфской школы. К слову говоря, вальдорфская педагогика – является товарным знаком (в отличие от Монтессори), поэтому не каждая школа имеет право носить это название. Cтоит ли отдавать ребенка в вальдорфвскую школу? Чтобы ответить на этот вопрос, надо взвесить все “за” и “против”. Итак, вальдорфская школа: плюсы и минусы.
История создания вальдорфской школы
Плюсы и минусы вальдорфской школы
Принципы обучения в вальдорфской школе
Вальдорфская школа в России
История создания вальдорфской школы
История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной
Антропософия – философия, “наука о духе”, как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение… что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком. Основная идея антропософии заключается в триединстве человека – Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело. Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи – ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.
Плюсы и минусы вальдорфской школы
Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа – не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования – воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.
[widgetkit id=”91″ name=”Реклама_Раннее развитие по Шичида”]
Плюсы вальдорфской образовательной системы
- в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
- ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
- дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
- происходит гармоничное развитие личности
- обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
- большое внимание уделяется творческому развитию детей
Миролюбивая политика вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например,
в вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи
Минусы вальдорфской образовательной системы
- если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
- в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
- учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми – в классах и за пределами школы
- дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
- в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
- в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
- в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
- так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения
Вальдорфская школа. Интересные факты
- в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
- ученики не используют учебные пособия
- у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
- предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 – 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет
Принципы обучения вальдорфской школы
Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.
Правильное развитие памяти ребенка
Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.
- ребенок должен быть заинтересован в обучении
- интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
- все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда – ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.
Одно сравнительное исследование показало, что дети из вальдорфской школы намного креативнее, чем из обычной
[widgetkit id=”92″ name=”Фото комнат Вальдорфское образование”]
Гармония ума и тела ведет к правильному развитию
Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:
- раннее образование – акцент ставится на практических занятиях и играх
- начальное образование – развитие художественных навыков и социализации
- среднее образование – развитие критического мышления и умения сочувствовать
В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова “учатся”. Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее – играя, дети учатся.
Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например. Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения. Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.
Окружающая обстановка – залог гармонии
В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей. По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку – учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку. Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера – дружные дети лучше обучаются.
Вальдорфская школа в России
В мире существуют две организации, которые занимаются аккредитацией международных школ – “Международная ассоциация вальдорфского образования” и “Европейское консульство” . Только этим организациям позволено выдавать лицензию на использование слов “Вальдорфский” и “Школа Штайнера”. То есть, в отличие от школ Монтессори, только настоящая вальдорфская школа может носить такое название. К сожалению, на сайте этих организаций я не нашла российских школ. Поэтому для меня вопрос об официальных вальдорфских школах в России остается открытым.
Дорогие читатели моего блога, я очень рада, что вы у меня есть! Если вам нравятся мои статьи и вы находите их полезными, то я буду очень благодарна, если вы поддержите меня, по возможности 🙂 Я трачу очень много сил на переводы и на поиск достоверной информации, и делаю это с большим удовольствием, потому что люблю то, чем я занимаюсь. Спасибо за понимание и, пожалуйста, не обессудьте! 🙂
И напомню, что на меня можно подписаться в Инстаграм, чтобы следить за обновлениями блога, ник ekler_mamma 🙂https://www.instagram.com/ekler_mamma/