Дошкольное образование в России, детский сад, ясли, ГКП
Чем отличают ясли от ГКП (группа кратковременного пребывания) и от детского сада? Когда и в каком возрасте малыша можно отдавать в ГКП? В детский сад? Когда ребенка можно отдать в ясли? И есть ли сейчас вообще ясли? Могут ли мне отказать и не допустить ребенка в детский сад или в ГКП? В общем, вопросов очень много! Поэтому сегодня я решила тщательно изучать эту тему – дошкольное образование в России.
- Система дошкольного образования в России с 2013 года
- Нужно ли платить за дошкольное образование? Что такое – плата за присмотр и уход за детьми?
- Стандарт дошкольного образования
- Дошкольное образование в Москве и в регионах
- Как встать в очередь в детский сад, если адрес постоянной регистрации в другом районе, а проживаете в другом?
- Навыки, которыми должен овладеть ребенок, получивший дошкольное образование
- Вместо итога
Система дошкольного образования в России с 2013 года
Итак, в России с 1 сентября 2013 года на законодательном уровне закреплены четыре формы общего образования:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
И вроде в этом списке нет ничего особенного… Но! Раньше дошкольное образование не являлось самостоятельным уровнем образования. Многое изменилось с 2013 года. Дошкольное образование стало первым этапом в образовательном процессе. Естественно, как и другие виды образования, за дошкольным образованием закреплены стандарты, утвержденные законодательно. И теперь можно забыть про такие слова как “ясли” или “детский сад”, так как таких форм официально больше нет, есть только дошкольное образование – от двух месяцев до семи лет. Что это значит? По желанию дошкольное учреждение может организовывать группы детей раннего возраста – от 2-х месяцев до 3-х лет, например. Либо могут быть организованы разновозрастные группы. Конечно, это все в теории и так, как на писано в законе об образовании, а на практике все иначе – есть только группы кратковременного пребывания, в которые можно попасть только когда ребенку исполняется один год и шесть месяцев. Поэтому раньше, чем в год и шесть месяцев за счет государства ребенка отдавать некуда. Поэтому, еще раз повторюсь, такой формы дошкольного образования, как ясли и детский сад, официально не существует. Не верите? Можете ознакомиться по этой ссылке с московскими школами и детскими садами. И теперь все бывшие государственные детские сады прикреплены к школам, если вы еще этого не заметили.
Нужно ли платить за дошкольное образование? Что такое – плата за присмотр и уход за детьми?
По закону дети имеют право на бесплатное получение образования, поэтому наше государство гарантирует нам, что дошкольное образование дети получают бесплатно, но с одной оговоркой – дошкольное образование бесплатное, а вот присмотр и уход за детьми становятся платными. Что это значит? Это значит что учреждение дошкольного образования может брать с родителей деньги, но при этом государство может компенсировать эту плату. В законе четко прописано, что плата должна быть конкурентоспособной, поэтому если вы заметили, что в вашем государственном детском саду слишком дорогая плата, можете смело просить обоснование такой цены. В то же время учредителю предоставлено право не взимать плату или снизить ее размер для отдельных категорий родителей, например, малоимущих. Также следует обратить внимание, что закон четко определяет, что плата с родителей берется только за присмотр и уход за детьми, нельзя брать плату за “реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования”. Поэтому имейте это в виду, не платите лишних денег, если вдруг с вас их решили потребовать в детском саду.
По Постановлению Москвы возможна компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми:
- на первого ребенка в размере 20 % от внесенной ими платы за содержание ребенка
- 50 % на второго ребенка
- 70% на третьего ребенка и последующих дете.
Но лучше всего получить подробную информацию в бухгалтерии образовательной организации, в которой ваш ребенок планирует получать обучение.
“Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми”
Стандарт дошкольного образования
Стандарт дошкольного образования регламентируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”. Дошкольное образование можно получить только в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, а также в рамках семейного образования.
Департаментом образования города Москвы открыт Центр информирования населения о предоставлении услуг дошкольного образования. Чтобы узнать подробную информацию о детских садах, вы можете позвонить по
телефону 8 (495) 530-71-71 (с 9.00 до 18.00 часов)
или написать на адрес электронной почты infodo@edu.mos.ru
В дошкольном учреждении группы могут иметь разную направленность:
- общеразвивающую (осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования)
- компенсирующую (осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья)
- оздоровительную (для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении)
- комбинированную направленность (осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования)
По закону дети имеют право на бесплатное получение образования, поэтому наше государство гарантирует нам, что дошкольное образование дети получают бесплатно, но с одной оговоркой – дошкольное образование бесплатное, а вот присмотр и уход за детьми становится платным. Что это значит? Это значит что учреждение дошкольного образования может брать с родителей деньги, но при этом государство может компенсировать эту плату.
В организации дошкольного образования могут быть организованы:
- группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
- группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
- семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях;
- разновозрастные группы (в группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов)
Все организации дошкольного образования вправе самостоятельно разрабатывать программу обучения, при этом они должны опираться на стандарт, который закреплен законодательно. Учреждение дошкольного образования, опираясь на закон, определяет и разрабатывает:
- продолжительность пребывания детей
- режим работы
- предельную наполняемость групп
- разную продолжительность пребывания детей в течение суток
- группы кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день)
- группы полного (12-часового пребывания)
- группы продленного дня (13-14-часового пребывания)
- группы сокращенного дня (8 – 10,5 часового пребывания)
- группы круглосуточного пребывания
- групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет
- разновозрастные группы
- по запросу родителей возможно пребывание в выходные и праздничные дни
Как видите законодательство Российской Федерации предусмотрело даже круглосуточное пребывание детей дошкольного возраста, а также группы детей от двух месяцев до восьми лет. Но на практике таких организаций пока нет, по крайней мере в системе бюджетного государственного образования.
Если вы решили давать ребенку дошкольное образование в рамках семейного обучения, то по закону вы вправе получить методическую помощь или консультацию совершенно бесплатно
Хорошо, с законодательными актами мы разобрались, теория – прекрасна, но что происходит на практике? Давайте узнаем.
Дошкольное образование в Москве и в регионах
Что встать на очередь в детский сад в Москве, нужно зарегистрироваться на портале pgu.mos.ru по этой ссылке. Для тех, кто живет в регионах запись возможна через gosuslugi.ru по этой ссылке. Итак, мы должны понимать, что дошкольное образование в Москве, да и не только в Москве, можно получить разными способами – в государственном учреждении (бесплатно), дома (бесплатно) и в частных дошкольных образованиях (платно). Естественно, любая образовательная деятельность должна быть зарегистрирована и лицензирована. Чтобы узнать, есть ли лицензия у детского сада, в который вы планируете пойти, можете зайти на этот сайт по ссылке и ввести название учреждения, а чтобы узнать, есть ли аккредитация, пройдите сюда.
Давайте рассмотрим Москву, посчитаем, сколько на 2017 года действует детских садов. С какого возраста можно попасть в детский сад? В настоящее время дошкольное образование в Москве получают 412 тыс. детей дошкольного возраста. Из них 38,6 тыс. детей посещают группы кратковременного пребывания, 2,0 тыс. детей получают дошкольное образование в семейных детских садах. Вот такая статистика. А что в регионах? Всего в России на конец 2016 года действовало 49400 дошкольных учреждений, а воспитанников насчитывалось 7.343.000. С какого возраста можно попасть в детский сад? Об этом я тоже уже писала! Когда ребенку исполняется один год и шесть месяцев он имеет право попасть в группу кратковременного пребывания (ГКП). Ознакомится со списком московских дошкольных учреждений можно по этой ссылке.
[widgetkit id=”42″ name=”Реклама_советы”]
Как встать в очередь в детский сад, если адрес постоянной регистрации в другом районе, а проживаете в другом?
Как встать в очередь в детский сад, если адрес постоянной регистрации в другом районе, а проживаете в другом? Важно понимать, что по закону каждый гражданин нашей страны имеет право на получение образования, независимо от места жительства и прописки. Но что делать, если ваш ребенок прописан у мужа, например, а живете вы все вместе в совершенно другом районе? Все очень просто. Вы также встаете в очередь в детский сад/дошкольное учреждение, именно в тот, который вас интересует и который расположен к вам ближе всего. Вы также будете стоять в очереди, но с одним “но”. Приоритетными в очереди будут только те, кто территориально прикреплен к данному детскому саду. Как это понять? Например, история из моего опыта и ответ, который я получила на горячей линии образования. Моя дочка имеет адрес постоянной регистрации на улице “А”, а живем мы фактически на улице “Б” и это совершенно другой район Москвы. Я встала в очередь в детский сад и буду по этой очереди продвигаться, но, например, если сегодня в очередь встанет кто-то из местных жителей, у кого постоянная регистрация в этом районе, и кто территориально прикреплен к этому садику, то они меня могут обойти в этой очереди. Но это не касается тех, у кого есть временная регистрация по этому району, они стоят в очереди точно также, как я и не могут меня обойти. То есть еще раз повторю, что в очереди в детский сад могут стоять все, но приоритет будут отдавать тем, кто прописан постоянно (имеет постоянную регистрацию). А те, кто проживает фактически и те, кто имеет временную регистрацию – равны в своих правах на место в детском саду.
Средний размер платы за присмотр и уход за ребенком по России на конец 2015 года составлял 1620 рублей. Дешевле всего эта плата в Санкт-Петерубурге – 980 рублей
Навыки, которыми должен овладеть ребенок, получивший дошкольное образование
Итак, дошкольное образование является первой ступенью в образовательном процессе в Российской Федерации и по государственному стандарту (если интересно ознакомится со стандартом, то вот ссылка) дети, получившие дошкольное образование, должны получить определенные навыки, которые прописаны в стандарте:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Вместо итога
Дошкольное образование в России сейчас находится на совершенно новом этапе, оно модифицируется, подстраивается под новые современные реалии. Поэтому не удивительно, что закон говорит об одном, а по факту все обстоит совсем иначе. Ведь катастрофически не хватает мест в детских садах. Хотя строятся новые дошкольные учреждения/детские сады. Правда по статистике не слишком быстро их строят, поэтому все же проблема с нехваткой мест будет оставаться достаточно долго, к сожалению. Но ответы на самые главные вопросы, которые вертелись в моей голове, я нашла. Итак,
- получить дошкольное образование по закону можно с 2 месяцев до 7 лет, а на практике в дошкольное учреждение принимают, когда малышу исполняется один год и шесть месяцев, в ГКП (группу кратковременного пребывания)
- попасть в дошкольное учреждение можно в течение всего года, то есть не обязательно только с 1 сентября
- отказать в приеме в дошкольное учреждение могут только в случае отсутствия свободных мест
- право на место в дошкольном учреждении имеет каждый гражданин нашей страны, то есть место постоянной регистрации в другом районе или городе не может стать причиной отказа
- в очереди в детский сад приоритет отдается тем, кто закреплен за школой территориально, то есть по месту постоянной регистрации
- временная регистрация не дает никаких преимуществ в очереди в детский сад по отношению к тем, кто проживает фактически
- обучение в дошкольных учреждениях бесплатное, берется только плата за присмотр и уход за детьми
- государство предоставляет родителям компенсацию платы за присмотр и уход за детьми
- таких форм, как “детский сад” и “ясли” больше не существует официально, есть дошкольное образование
Также вам будет интересно узнать:
Раннее развитие ребенка: какую методику выбрать?
К началу ХХ века в России было открыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных для интеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов, площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот . В эти же годы возникла методика дошкольного воспитания, первым журналом, где были опубликованы систематические записки о формах и методах обучения детей дошкольного возраста стал «Детский сад» под редакцией А.Симонович. авторитет издания был достаточно высок, свидетельством тому стало участие в его работе и публикации К. Д. Ушинского.