Раннее развитие детей: плюсы и минусы
Автор книжки “После трех уже поздно” утверждает, что нужно начинать обучение до трёх лет. Естественное, как и любая мама, я хочу только лучшего для своего ребенка, поэтому мне важно понять, стоит ли тратить время и деньги на раннее развитие ребенка по различным методикам или нет. Поэтому, давайте изучим досконально этот вопрос. Какие проводились исследования в этой сфере? Все-таки методики раннего развития зародились на Западе еще в прошлом веке, поэтому они должны дать результаты. Согласны? Итак, раннее развитие детей: плюсы и минусы. И узнаем, чего все-таки больше – плюсов или минусов в раннем развитии детей?
Плюсы раннего развития детей. Исследования, которые это доказывают
Одно из самых внушительных исследований, которое доказывает важность раннего развития ребенка было проведено в США на базе методики дошкольного образования HighScope. В исследовании принимали участие 123 ребенка из бедного чернокожего населения (58 детей получили 2-х летнюю специальную программу образования, 65 детей – не получили). Дальше интереснее – исследование началось в 60-х годах прошлого века, когда детям было по три года, а закончилось, когда им исполнилось по 50! Так какие же результаты, доказывающие плюсы раннего развития, получили ученые в этом исследовании? Колоссальные! 65% детей из группы, которая прошла обучение – окончили высшее учебное заведение, из другой группы – 45% детей. В возрасте 40 лет те, кто прошел 2-х летнее обучение, в среднем зарабатывали 20800 долларов в год, из другой группы средний уровень годового дохода был ниже – 15300 долларов. Вот такие дела. Вот ссылка на исследование, кому интересно.
[widgetkit id=”78″ name=”методики раннего развития”]
Еще одно исследование, проведенное в университете Пенсильвании в 2012 году, доказало положительное влияние раннего развития на детей. Ученые определили следующее: чем больше стимулировали мозг ребенка в возрасте четырех лет, то через 15 лет такие дети оказывались умнее своих сверстников. Удивительно, да? Но что еще сильнее удивило меня в этом исследовании, так это вывод ученых о том, что активная работа над развитием в возрасте 8 лет уже не приносит результатов. То есть другими словами – если работать над развитием ребенка, окружив его развивающими игрушками, то это даст свои плоды в будущем, а если делать тоже самое в возрасте 8 лет, например, то такого эффекта уже не будет. Это исследование я нашла на сайте газеты The Guardian, вот ссылка.
Еще одно интересное исследование (ссылка) проводилось в Италии. Здесь ученые пытались выявится влияние социоэкономического фактора, уровня IQ у матери и обстановки дома на когнитивные навыки ребенка в 18 месяцев. На всякий случай поясню, что когнитивное развитие – это развитие всех видов мыслительных процессов, например, память, формирование понятий, решение задач, воображения и т.д. и т.п. То есть это очень и очень важно! И как вы думаете, к какому выводу пришли ученые? Ведь противники раннего образования часто утверждают, что у умных родителей рождается умный ребенок. Так ли это на самом деле?
По результатам этого исследования, самый главный фактор, который влияет на развитие когнитивных навыков ребенка в 18 месяцев – это домашняя обстановка! Впрочем, к такому выводу приходили ученые и раньше. Для этого они анализировали, анализировали и еще раз анализировали разных детей. И опять-таки выявили такую взаимосвязь, что чем выше социальный уровень и чем выше достаток в семье, тем лучше развиты когнитивные навыки у ребенка. Потому что в семьях, где родители могут позволить себе разные игрушки и прочие развивашки, дети умнее.
[widgetkit id=”91″ name=”Реклама_Раннее развитие по Шичида”]
А что на счет уровня IQ у матери и о его влиянии на когнитивные навыки ребенка? Дело в том, что разные исследования по-разному оценивают эту взаимосвязь. Поэтому влияние материнского уровня IQ на развитие когнитивных навыков ребенка было признано спорным. Где-то эту взаимосвязь доказали, а где-то нет… Но это лишь повод для еще одного тщательного изучения.
Итак, исследований проводилось много и все они говорят только о положительном влиянии раннего развития. Поэтому вкратце можно выявить следующие плюсы раннего развития детей по мнению специалистов:
- у таких детей выше уровень IQ
- они легче справляются со школьной программой
- в будущем получают высшее образование
- в дальнейшем больше зарабатывают
- меньше склонны к криминалу
Честно говоря, я не нашла исследований, которые доказали бы негативную сторону раннего развития детей. Искала очень хорошо, но кто ищет, тот всегда найдет. Или нет? Поэтому пока что могу сказать так, что минусов в раннем развитии детей я не обнаружила. Поэтому к какому выводу я пришла для себя? Буду заниматься с моей дочкой и стараться вложить в нее базу знаний в раннем возрасте, чтобы не упустить момент. Но! Здесь важно понимать, что раннее развитие не подразумевает насильственное обучение ребенка! Ни в коем случае – раннее развитие должно быть приятным времяпрепровождением, как для мамы, так и для ребенка! И самое главное, мама должно помнить о том, что дети учатся, ИГРАЯ! И никак иначе! Кстати, параллельно с этим материалом я стала досконально изучать разные методики раннего развития детей. Поэтому следующий мой материл будет посвящен именно им.
Что такое раннее развитие детей?
Прежде всего определимся с терминологией. Что такое раннее развитие детей? Ведь дети и так развиваются? Согласны? Точного определения этому термину пока нет. Даже ученые спорят, а что уж до нас, мамочек. Поэтому я сразу поясню, что в моей статье речь идет о раннем развитии детей до 3-х лет, о специальных методиках раннего развития детей, также под ранним развитием детей я подразумеваю (да и не только я) и обучение в различных кружках и тому подобное. Итак, с терминологией определились, поэтому давайте пойдем дальше.
История методик раннего развития детей
Я не буду рассказывать вам о том, как зародилась система образования сама по себе и как человечество пришло к выводу, что обучение и воспитание ребенка очень важны. Скажу лишь так, что примерно с XIV века люди метались между двух огней и пытались понять, что важнее в процессе обучения – воспитывать свободную личность или “технический персонал” для государства. И в разный период времени общество склонялось то в одну, то в другую сторону.
[widgetkit id=”89″ name=”Реклама_Прививка от ветрянки: как долго сохраняется иммунитет?”]
Идею важности обучения и воспитания ребенка с первых дней жизни впервые высказал философ Жан-Жак Руссо в 18 веке. Именно его считают основоположником возрастной педагогики и методик раннего развития. Многие его идеи не потеряли актуальности и в наши дни. Например, он считал, что ребенку важно самостоятельно познавать мир и не допускал чрезмерной регламентации поведения у детей. Простыми словами – по минимуму правил, по максимуму свободы! Важный вклад в историю методик раннего развития детей также внес немецкий педагог Фребель в 19 веке. Основные принципы его педагогической деятельность построены на убеждении, что ребенок развивается в процессе деятельности, что малыш уже полноценная личность, у которой есть свои права и потребности! Поэтому не удивительно, что самым главным для развития ребенка он считал игры, которые он сопоставлял с Фребель много работал над своей методикой, открыл детский сад, разработал теорию игры.